.feed-links {display: none; }

суббота, 8 февраля 2014 г.

Автобусные туры: экскурсии дальнего следования.

Автобусные туры: экскурсии дальнего следования.

 Когда-то автобусные экскурсии по Европе помогли рядовому советскому гражданину заглянуть за железный занавес. И сейчас они остаются самым доступным вариантом заграничного путешествия, хотя посольства европейских стран откровенно говорят, что этот вид туризма является одним из каналов нелегальной эмиграции...

Автобусные туры в Европу стали одним из символов позднеперестроечной поры. Этот бизнес был построен исключительно на энтузиазме его основоположников. Процесс организации автобусного тура выглядел следующим образом.
 Два-три любознательных человека решали, какие страны и города Западной Европы они хотели бы посетить, садились с картой, разрабатывали маршрут, просчитывали расстояния, прикидывая, выполним ли их план... Романтическая эпоха становления автобусного туризма вызывает сегодня у первопроходцев ностальгические воспоминания.
 По единодушному признанию директоров турфирм, турист тогда был совсем другой - неизбалованный, дисциплинированный, готовый терпеть любые невзгоды, лишь бы своими глазами увидеть ту самую другую жизнь, которая в течение десятилетий была скрыта за железным занавесом. Радость от того, что удалось увидеть Европу, с лихвой компенсировала издержки бюджетного путешествия. Люди, покупая дешевый тур, прекрасно отдавали себе отчет в том, какой уровень сервиса их ожидает.
 Сейчас все наоборот: чем меньше денег заплатил турист за поездку, тем больше претензий он предъявляет. В остальном автобусный туризм изменился не так уж сильно. Как и 15 лет назад, этот вид отдыха по-прежнему позволяет получить максимум впечатлений за минимальные деньги, поэтому и покупают такие туры люди не очень состоятельные: молодежь и люди предпенсионного возраста.
 Наиболее значительные изменения коснулись маршрутов - их сейчас великое множество. 50 евро за город Сегодня на туристических автобусах можно добраться до большинства европейских стран. Поездки в Прагу или Париж стали классикой. Автобусы с туристами едут в Норвегию, Португалию, Швейцарию, Великобританию, Германию, Италию, Грецию, Испанию, заезжают на Лазурный берег.
Летом турфирмы предлагают совместить поездку с отдыхом у моря, зимой - с празднованием Нового года и посещением европейских карнавалов. Обобщив цены и географию маршрутов, обнаруживаем, что самыми дешевыми являются туры в Польшу, Чехию, Венгрию, страны Балтии и Северной Европы - Финляндию, Швецию. Западная Европа подороже. Правда, и здесь есть исключения: самый массовый автобусный продукт - туры в Париж через территорию Польши, Германии и Бенилюкс - сопоставимы по цене с поездками по бывшему соцлагерю.
 Автобусные программы можно разделить на три ценовые группы.
 Цена самых дешевых туров не превышает 300 евро - марш-бросок дней на 10-12 с минимумом комфорта. Нужно быть готовым к одному-двум ночным переездам протяженностью 500-700 км каждый. Не стоит обольщаться насчет свободного времени в городах - его будет очень немного, и рассчитывать на жилье в хороших гостиницах - ночевать придется в дешевых мотелях на городских окраинах. Спрос на эти программы по-прежнему очень высок. Для тех, кто впервые выезжает за границу, такие туры остаются самыми привлекательными.
 Вторая группа - туры стоимостью до 700 евро. Заплатив такую сумму, можно рассчитывать на то, что утомительные ночные переезды турфирма заменит на проживание в отелях категории "три" или даже "четыре звезды", что в программу будет включено больше экскурсий, за которые не придется доплачивать, и что у вас будет гораздо больше свободного времени для самостоятельных прогулок. К месту отправления экскурсионного автобуса туристов также доставляют со всеми удобствами = скажем, в купе поезда или самолетом.
 Автобусные путешествия дороже 700 евро считаются эксклюзивным предложением. Таких программ относительно немного, и проводятся они нечасто - один-два раза в год. Как правило, их покупают люди, которые не раз бывали за границей и которым надоели стандартные программы. К дорогим вариантам можно, к примеру, отнести посещение Швейцарии, южных провинций Франции или автобусные туры на карнавалы. Есть даже 20-дневные туры. Такая путевка стоит почти ?900, не считая стоимости проезда до Берлина и оформления визы (это потянет еще на 250 евро). Впрочем, если поделить полученную сумму на 23 города в шести европейских странах, через территорию которых проходит маршрут, получится не так уж и дорого - всего 50 евро за город. Колесная специфика
 И все же такие поездки - это скорее исключение из правил. В большинстве случаев туроператоры работают с обычными группами туристов, размером 35-45 человек. Отправлять меньше невыгодно, так как это отрицательно сказывается на рентабельности заезда. Ведь чистая прибыль с одного "автобусного" турпакета, по словам специалистов, не так уж велика - около ?30, то есть ?1.350 с автобуса.
 Весной или летом, в период школьных каникул, когда спрос близок к максимуму, крупный оператор может сформировать 50-70 групп в месяц, заработав до 70-100 тыс евро. Многие компании предпочитают "делать объем" на школьных группах, благо это не требует больших усилий. Адреса школ известны, поэтому остается лишь заинтересовать своим предложением родителей и учителей. Чаще всего главным аргументом становится невысокая цена тура. Качество впечатлений, которые туристы получат от поездки, во многом зависит от мастерства сопровождающего. Если вскоре после отъезда выясняется, что он всего лишь хорошо знает маршрут, но не обладает навыками психолога, не умеет сплачивать группу и вовремя гасить напряженность, поездку можно считать испорченной.
 Хороший гид ценится на вес золота, настоящих профессионалов на рынке знают поименно. Некоторые из них способны полностью вести маршрут, совмещая функции организатора и экскурсовода. Впрочем, это не избавляет турфирмы от необходимости привлекать местных гидов: во многих европейских странах полиция строго следит за тем, чтобы экскурсию проводил гид с лицензией, и штрафует провинившиеся компании.
 В Италии, например, штраф составляет 1.500 евро. Методы отсева Вечная головная боль устроителей автобусных туров - нелегалы. По данным туркомпаний, процент этих людей в общей массе клиентов очень мал. Сами отфильтровать нежелательных пассажиров посольства не могут, поэтому склоняют турфирмы к сотрудничеству. Время от времени консульские начальники приглашают директоров на профилактические беседы и рекомендуют усилить контроль за документами туристов, сообщать о потенциальных невозвращенцах. Однако действенная методика отсева пока не придумана. А пока турфирмы стараются не иметь дела с людьми, относящимися к группе риска, - жителями Кавказа, а также просто уроженцами бывших союзных республик Закавказья, Средней Азии и даже выходцами из Ставропольского края.
 Подозрение вызывают одинокие люди, покупающие самые дешевые туры, а также семьи, путешествующие в полном составе. Если же во время поездки кто-то все же пропадает, сопровождающий первым делом проверяет, остались ли в автобусе какие-то вещи: турист мог отстать или с ним что-то случилось. На этот случай гид оставляет свои координаты в полицейском участке. Если вещей нет, то становится очевидно, что турист "предпочел свободу", а турфирму могут ожидать неприятности уже при выезде из стран Шенгенской зоны. Особого внимания заслуживает индивидуальная медицинская страховка, которую обязаны оформлять все туристические компании, отправляющие туристов за рубеж. Представители страховых фирм сетуют, что в погоне за удешевлением общей стоимости тура турфирмы стремятся включить в обязательный пакет полис подешевле. Обходится он всего в несколько долларов, но не все туристы знают, что действует стандартная страховка только за границами СНГ и условия страхования обеспечивают лишь покрытие экстренных медицинских расходов, причем только на период турпоездки. Более того, иногда в полисе оговаривается "франшиза", то есть минимальная сумма, которую турист должен заплатить из своего кармана (обычно $30-50). Конечно, в случае ЧП человека без помощи не оставят, но нужно понимать, что при стандартном варианте страхования о возмещении расходов на лечение по возвращении домой не может быть и речи. Поэтому туристам на этапе оформления поездки нужно, по крайней мере, поинтересоваться, что включает их страховка. Конечно, свою жизнь и здоровье человек должен застраховать отдельно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий